Как самому отрегулировать фары: пошаговая инструкция и советы механика
Как подготовить автомобиль к регулировке фар и основные шаги по настройке — в инструкции с советами эксперта.
- Что это
- Когда нужна
- Как сделать
- Если не помогло
- Регулировка прибором
www.adv.rbc.ru
Эксперт: Владислав Яковлев, специалист по регулировке автомобильного освещения онлайн-сервиса для поиска специалистов «Профи»
Что такое регулировка фар
Регулировка фар — это процедура по настройке угла и направления потока света фар автомобиля. Ее выполняют как при помощи специального оборудования на СТО, так и самостоятельно путем несложных манипуляций. Основной показатель, который берется в расчет при регулировке, — угол падения луча света. У каждой марки и модели он свой и зависит от клиренса, типа, формы и расположения фар. Как правило, это от 1 до 1,3%. Точная информация обычно указана в руководстве по эксплуатации авто, непосредственно на пластике фары или на наклейке под капотом.
Ручную регулировку не стоит путать с работой корректора, который расположен в салоне авто, обычно слева от рулевой рейки. По форме это колесико или переключатель со шкалой. Корректоры бывают электрическими или гидравлическими. Их используют, выбирая одно из значений, в зависимости от нагрузки автомобиля (когда сзади сидят пассажиры и загружен багажник). Делать это можно непосредственно в движении. Регулировка фар позволяет выправить ее геометрию, которая нарушается по многим причинам: с возрастом, от частой езды по ухабам и кочкам, при механических повреждениях, например в ДТП или ударах при парковке о бордюр.
Если регулировка фар сбилась, понять это будет просто. В числе распространенных симптомов — ухудшение освещения обочины, постоянные сигналы и моргание «дальним» встречных автомобилей, ощущение, что фары светят в небо. Когда что-то из этого регулярно повторяется, почти наверняка пришло время отрегулировать головной свет.
Когда нужна регулировка фар
Частота проверки и регулировки фар напрямую зависит от естественного износа. «Чем старше автомобиль, тем больше он подвержен сбиванию регулировок — вибрации кузова, замена ламп и прочее», — говорит Владислав Яковлев, специалист по регулировки автомобильного освещения онлайн-сервиса для поиска специалистов «Профи». Как правило, проверку и необходимую корректировку проводят в рамках ТО, но есть ряд случаев, когда требуется внеплановая настройка:
Как сделать регулировку фар самостоятельно
Проверить настройку фар несложно, но для этого требуется время и некоторые специальные инструменты:
- крестообразная отвертка;
- малярный скотч, изолента или темный маркер;
- столярный уровень;
- рулетка;
- горизонтальная площадка, на которой можно поставить машину;
- темная стена (дверь гаража);
- не менее 10 м свободного пространства.
Процесс регулировки состоит из двух главных этапов — подготовки автомобиля и настройки. Работы проводят в темное время суток, в сухую погоду, без тумана, дождя и сильной влажности.
Подготовка машины к настройке фар
Регулировка ближнего света
Чаще всего фары регулируют на ближнем свете. Это касается так называемых совмещенных ламп, у которых корректировка дальнего освещения происходит автоматически после настройки ближнего, объясняет эксперт. Реже работу проводят по отдельности, также в некоторых случаях может потребоваться корректировка противотуманных фонарей. Поэтапно процесс выглядит так:
Регулировка дальнего света и противотуманок
Настройка дальнего света (если она необходима) и противотуманных фонарей происходит аналогично регулировке головного освещения. Также требуется снять размеры, перенести на стену или дверь гаража центры, рассчитать контрольные риски и при помощи винтов направить световые пятна к отмеченным центрам.
При настройке противотуманок стоит помнить, что они находятся ниже уровня головного света и лучи света должны идти строго параллельно дороге — не вверх и не в сторону. У таких фонарей в отличие от других, как правило, только одна регулировка — вверх/вниз.
Что если не помогла регулировка фар
Если после регулировки по-прежнему кажется, что фары тусклые и все равно плохо светят, то проблема не в настройках. В этом случае стоит убедиться в следующем:
- лампочка фары исправна;
- аккумулятор или генератор обеспечивают правильный уровень мощности;
- пластик фары не пожелтел и не помутнел, корпус изнутри чистый.
Если же проблема неочевидна, то лучше обратиться к профессионалам. Дополнительно может потребоваться проверка «телевизора» (рамка, на которую крепятся радиатор и фары) либо придется подложить под крепление фар шайбы, чтобы восстановить ее геометрию.
Регулировка фар прибором
Для регулировки фар на СТО используют специальное оптико-механическое оборудование — реглоскоп. Требования к его работе и, соответственно, к настройке осветительных приборов прописаны в ГОСТе.
Профессиональный стенд обычно состоит:
- из опорной площадки на роликах и вертикальной стойки;
- оптической камеры с люксметром;
- дисплея, на котором отображаются результаты измерений.
Процесс измерения таким устройством пошагово выглядит так:
- автомобиль паркуют на ровной площадке напротив экрана;
- оптическую камеру располагают так, чтобы оптическая ось была на одной оси с автомобильной фарой;
- для регулировки фар механик ориентируется на показания, которые отображаются на дисплее.
Такая регулировка более точная. Сама процедура не занимает много времени и в среднем обходится в 1 тыс. руб.